Главная Films musikc Регистрация

Вход

Приветствую Вас Гость | RSSВторник, 23.04.2024, 17:29
Меню сайта
тест скорости интернета


Block title

Категории раздела
Софт [1]
Софт
Филмы [17]
Филмы
Музыка [3]
Музыка

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Информация о сайте
GeoMetrika

 



Статьи о музыке

Почему музыка лечит?

С миром звуков связано почти все, что происходит в природе. Во всяком случае, в живой природе. Можно считать доказанным, что музыка влияет и на нас с вами, и на растения, и на животных.

Музыка все чаще служит здоровью. Появилась уже особая, пусть и не очень обширная пока, область медицины — музыкотерапия. В первую очередь ею лечат нервнопсихические болезни: сеансы музыкотерапии под руководством врачей психотерапевтов прочно вошли в медицинскую практику.

А в последние годы звуковое воздействие все чаще используют и для лечения соматических, телесных заболеваний. Так, журнал "Изобретатель и рационализатор" подробно рассказал недавно (в № 5 за 1986 г.) про опыт врача А.Р.Гуськова: с помощью звука он удаляет камни из мочеточника.

Опытного материала о целительных эффектах музыки накоплено много; работ, раскрывающих механизмы ее воздействия на человека, гораздо меньше. Но, не проникнув в сущность явлений, которые протекают в организме при воздействии звуков, трудно развивать и совершенствовать музыкотерапию.

Так попробуем порассуждать об этих механизмах, приняв во внимание данные биофизики, биохимии и медицины.

Представим себе музыкальное произведение как определенную последовательность сигналов — механических колебаний в упругой среде, лежащих в диапазоне частот 10- 20000Гц. Для некоторых процессов в организме человека, и, прежде всего, для ферментативных реакций, характерны те же частоты.

Работа фермента связана с изменением его формы, то есть с механическим перемещением части белковой макромолекулы: она сжимается и разжимается при переработке каждой молекулы вещества субстрата. Число таких молекул, переработанных молекулой фермента в единицу времени, называют числом оборотов фермента; это — мера скорости ферментативной реакции.

Еще в 1968 г. профессор С.Э.Шноль (Институт биологической физики АН СССР) сопоставил числа оборотов ферментов с частотными характеристиками музыкального звукоряда. Выяснилось, что у многих ферментов, участвующих в важнейших процессах обмена, эти числа соответствуют частотам музыкальных нот европейского звукового ряда.

Так, у цитохромредуктазы, которая включается на важнейшем этапе обеспечения организма энергией — при усвоении кислорода, число оборотов, отнесенное к единице времени, равно 183Гц, что очень близко к ноте фадиез малой октавы (185Гц).

Ферменты, способствующие усвоению глюкозы, универсального накопителя энергии в организме,— фосфорилазы и глюкомутаза, имеют числа оборотов 676, 1600 и 280Гц. Для сравнения: ми второй октавы — 659Гц, соль второй октавы — 1567Гц, до-диез первой октавы — 277Гц.

Коль скоро частотные характеристики так близки, нельзя ли предположить возможность прямого воздействия музыки на те или иные биохимические процессы?

Совместная работа ферментов создает акустическое поле клетки. Вероятно, регулирующее влияние музыки на организм связано с тем, что ее акустическое поле накладывается на собственное акустическое поле организма.

Пусть аналогия и несколько груба, но фермент можно сравнить с камертоном, который начинает звучать — в нашем случае катализировать биохимическую реакцию — под действием звука, частота которого совпадает с его собственной частотой, что приводит к резонансу.

Биохимические процессы — это системы сопряженных ферментативных реакций. Чтобы регулировать работу этих систем, достаточно воздействия на единственную, самую медленную реакцию, сдерживающую процесс в целом.

Для процессов, протекающих в разных органах, ферментативные реакции, которые определяют общую скорость превращений, различны, поэтому чувствительность органов к звукам различной частоты должна быть неодинакова.

Но если так, то у каждой системы органов должна быть своя "музыкальная партитура" — наиболее эффективная совокупность звуковых колебаний, частота которых определяется той самой сдерживающей, самой медленной реакцией.

Анализируя числа оборотов ферментов, можно предположить, что желудок наиболее чувствителен к низкому регистру (у пищеварительных ферментов частоты оборотов очень низкие, порядка 10Гц), а дыханию и передаче нервного импульса, напротив, соответствуют высокие частоты (фермент карбоангидраза — 40000Гц, ацетилхолинэстераза — 14000Гц). Изменение условий реакции меняет частоты оборотов: сытый желудок "поет" более высоким голосом.

Прямое воздействие на ферменты, конечно, не единственно возможный механизм биологического действия музыки. Исследования клеточных мембран показали, что в некоторых случаях каналы, по которым в клетку поступают необходимые для ее нормальной работы ионы, ведут себя подобно колебательным контурам, собственные частоты которых лежат в пределах акустического диапазона.

Так, эффективная частота, изменяющая скорость выхода ионов Са2+, равна 15Гц, и если на клетку подействовать звуками этой частоты, можно ожидать резкого скачка концентрации ионов кальция. И в самом деле, при действии электромагнитных колебаний с частотой 15Гц на искусственно культивируемые клетки мозга наблюдалось многократное ускорение выхода ионов кальция.

Напомним, что ионы кальция — важнейший регулирующий агент клеточного обмена веществ. А так как клеточная мембрана заряжена (ее потенциал около 100Мв), схожих результатов можно ожидать и в случае электрических или механических колебаний.

Конечно, это выглядит пока фантазией, но, тем не менее, нельзя исключить, что в будущем, не таком уж далеком, для нужд музыкотерапии будет создана вполне научная музыкальная фармакопея — набор звуковых рецептов. Воспроизведенные музыкальными инструментами, они позволят прямо воздействовать на больной орган...


Музыка и здоровье


По тихой, старой московской улице шла я как-то и услышала из окна чудесные звуки Шопена. Удивилась. Ведь в этом доме находится Российский научно-исследовательский

Открыв массивные двери, вошла в подъезд, поднялась по лестнице, нашла комнату, откуда доносилась музыка. Врачебным кабинетом нельзя было назвать это помещение: на стенах - картины, за столами - склоненные головы молодых людей, рисовавших портреты, пейзажи. За фортепиано сидела девушка и играла.

Что это - художественное училище? Нет. Приветливый, импозантный мужчина, подошедший ко мне, отрекомендовался: психотерапевт, заведующий лабораторией Института психологии Российской академии наук, профессор Миланского университета новой медицины и МГУ имени Ломоносова Владимир Леонидович Райков.

Снова удивилась я, узнав в нём актера, который создал образ министра Хвостова в известном кинофильме "Агония”. В.Л.Райков - многогранных способностей человек: доктор, философ, поэт, киноактер.

Здесь, в лаборатории медицинского центра, он восстанавливает здоровье пациентам, страдающим неврозами и другими заболеваниями. "Чрезмерное увлечение дискотеками, шумной поп-музыкой, компьютерами перегружает, а порой разрушает психику человека, особенно молодого организма, - говорил профессор. - Люди приходят сюда, рисуют, слушают классическую музыку, приобщаются к высокой культуре”.

"Осознание способности творческого разума как высшей формы достижений эволюции Вселенной, - не есть ли одна из благодарных возможностей сохранения и дальнейшего развития человечества, - рассуждал В.Л.Райков. - Говорят, мир спасет красота. Я добавлю, - сказал он: творчество во имя красоты и жизни спасет мир. Велика заслуга в этом поэтов, художников, музыкантов”.

Профессор называет их деятельность "творческой самореализацией”. Человек разумный - это, прежде всего, творец. Создав Разум, Вселенная создала фундамент осознания свободы личности, ощущения своего предназначения. Стремление к творчеству, к высотам, к звездам и определяет термин "творческая самореализация”. Как гласит пословица: per aspera ad astra (через тернии к звёздам). „Этим мы и занимаемся”, - улыбнувшись, заключил нашу беседу профессор Райков.

Он любовно окинул взглядом своих пациентов, прислушался к чарующим звукам шопеновской мелодии и произнес: "Мы помогаем выявить дарованный им природой талант и оздоровить, избавить от того или иного недуга.”

Стремление к прекрасному, к творческой самореализации живет во все времена существования разумного человечества. Великий польский композитор и пианист Фридерик Шопен еще при жизни был признан гениальным. К пяти годам он прекрасно играл несложные пьесы, а в 12 лет уже не уступал лучшим пианистам. С особой одухотворенностью, изяществом исполнял он собственные сочинения: мазурки (их он написал 58), прелюдии, баркароллу, вальсы (их было у него 17); да еще 16 полонезов, 27 этюдов. По воспоминаниям современников, выступления Шопена всегда проходили с огромным успехом.

Медики давно обратили внимание на то, что музыка Шопена, да и не только его, помогает лечить болезни и души людей. В одних произведениях - бравурность и блеск, которые поднимают настроение, в других - нежность, поэтичность, мелодичность; такая музыка успокаивает, умиротворяет, приводит в гармонию чувства.

В числе делегации журналистов я побывала в Германии, в частности, в Веймаре - городе Гёте и Шиллера, в городе Эйзенахе, где родился великий композитор Иоганн Себастьян Бах. Кстати, по удивительной, случайной игре слов, "бах” по-немецки означает "ручей”. И музыка Баха, казалось бы, родившаяся из родничка, вылилась в огромное море, в океан чувств и звуков. Его органные прелюдии, фантазии, токкаты мощным потоком захлестнули, завоевали весь мир. Не забыть мне посещения дома-музея Баха.

Как завороженные смотрели мы на клавесин, которого, возможно, касались руки великого маэстро. В нашей делегации была пианистка. Получив разрешение, она села за старинный инструмент. И зазвучали "редкие аккорды клавесина”, - вспомнились стихи Анны Ахматовой.

Мне предложили, в качестве диктора-комментатора на фоне звучавшей музыки читать небольшой рассказ о жизни и творчестве Баха (перевод с немецкого языка на русский). Нахлынувших чувств моих передать невозможно: почудилось, будто это Он сидит за клавесином, откуда доносилась Его мелодичная пьеса. Звучала музыка, и я рассказывала, как блистательно играл Бах в церкви, в большом концертном зале. Вот он садился за орган.

Таинственно поблескивали трубы разных форм и размеров. Этот необычный, величественный инструмент может издавать разнообразнейшие звуки: и голос флейты, и переливчатый звон колокольцев, и тромбон с его низким тембром. Пальцы Баха касались клавиш. Раздавался первый мощный аккорд, и лилась волшебная музыка с причудливыми вариациями. Его называли повелителем мира звуков, сравнивали с легендарным Орфеем - "создателем божественной музыки, гимнов” Древней Греции.

Говорят, когда Орфей трогал струны своей лютни,
На звуки её сбегались из леса звери,
Но искусство Баха по праву считают выше,
Потому что весь мир дивится ему...

Русский музыкальный критик А.Н.Серов писал: "Бах не перестает быть великим, быть может, величайшим, мелодистом. Только он любит заставлять петь не один голос, а многие разом, создает не одну нить мелодическую, а целую ткань одновременных мелодий”. Великий ученый Эйнштейн говорил, что в музыке Баха он слышал "гармонию Вселенной”.

Пусть голоса органа снова грянут,
Как первая весенняя гроза...

- этими словами закончила я рассказ у клавесина в доме Баха, и осмотрелась: какие ясные, просветленные лица окружали меня. Словно через очищение прошли наши души и сердца, соприкоснувшись с миром величайшего из музыкантов. Поистине музыка лечит! Многие специалисты подтверждают это. Да и мы сами ощущаем, что музыка может сильно воздействовать на живой организм. Праздничное, приподнятое настроение создает творчество Иоганна Штрауса. "Король классического венского вальса” (сын) написал 500 вальсов, полек, галопов, кадрилей.

Душа радуется, когда слышишь вальс Штрауса "На прекрасном голубом Дунае”! Торжественно-величаво звучит полонез Петра Ильича Чайковского в опере "Евгений Онегин”. А какая дивная картина предстает перед нами, когда слушаешь произведение русского композитора Модеста Петровича Мусоргского "Рассвет на Москве-реке”! Словно живописное полотно художника, расцвеченное лучезарными красками утренней зари, будто живительные струи воздуха пробуждающего светлого дня обволакивают вас. Такая музыка успокаивает, благотворно влияет на человека. 

Русский писатель Ф.М.Достоевский рассказывал, как в 1848 г. Общество любителей словесности посетил композитор Михаил Иванович Глинка. Он тогда играл Шопена, Глюка и собственные сочинения. А потом разошелся и исполнил свою знаменитую "Камаринскую”. Достоевский слушал, и вспомнился ему один из весенних вечеров, накатившееся внезапно странное состояние, похожее на то, как если бы вы "шли в темный вечер домой, бездумно и уныло посматривая по сторонам, и вдруг услышите музыку. Бал, точно бал! В ярко освещенных окнах мелькают тени, слышится шелест и шарканье, как будто слышен соблазнительный бальный шепот, гудит солидный контрабас, визжит скрипка ... вы проходите мимо, развлеченный, взволнованный, в вас пробудилось желание чего-то, стремление. Вы будто слышали жизнь...”. О том, как воздействует музыка на человека, поведал нам российский писатель и врач В.В.Вересаев.

В своем произведении "В тупике” он вводит читателя в стародворянское общество, где одна из героинь романа, пианистка Гурниенко, играла собравшимся в зале "осколкам” старорежимного строя пьесы Бетховена, Шопена. "Большие глаза ее засветились загоревшимся изнутри светом и стали прекрасными. И вдруг всё злобное, придавленное, испуганное стало таять в людях и испаряться. В полутемной зале засияла строгая, величавая красота”. Потом "Гурниенко заиграла "Осеннюю песню” Чайковского. Мелодия под ее пальцами стала новою, хватающею за душу. Липовые аллеи. Желтые листья медленно падают. Издалека льется тоска скрипки осенней”. Вот и поэт Валерий Брюсов в стихах выражает свое отношение к музыке, вернее, влияние её на состояние души:

Я не в силах восторга
мечты превозмочь,
Повторяю напевы старинные,
И спешу, и бегу, - а прекрасная ночь
Стелет тени, манящие, длинные...


Copyright MyCorp © 2024